sevatiso_logo sevatiso_logo_2
Версия для слабовидящих
Приемная директора + 7 (8692) 65-02-48
+ 7 (978) 105 25 35Приемная комиссияпо вопросам поступления

ФНПР и Академия – за права работников в эпоху цифровизации

k1 939d0

В марте 2020 года высшая судебная инстанция Франции признала, что отношения водителя Uber и компании являются трудовыми. Это первый случай в истории цифровой платформы, когда водителя признали сотрудником.

Ситуацию прокомментировала заместитель Председателя Федерации Независимых профсоюзов России, ректор Академии труда и социальных отношений, кандидат экономических наук Нина Кузьмина:

В России Трудовой кодекс регулирует отношения наемных работников и работодателей. Водители цифровых платформ являются самозанятыми и де-юре не подлежат регулированию со стороны ТК РФ. Поэтому данная категория работников, по сути, является бесправной, не имеющей  никаких социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

В последние несколько месяцев находятся в процессе активного обсуждения поправки в Трудовой кодекс, предлагаемые данной категорией водителей, желающих защитить свои трудовые права. Сегодня их отношения с цифровыми платформами регулируются гражданским законодательством.

По факту трудовыми являются отношения по поводу производства любого блага, товара или услуги не для собственного потребления. С данными признаками производственные отношения следует считать трудовыми.

ФНПР считает, что подобные отношения имеют признаки трудовых и их необходимо регулировать через трудовое законодательство. В этом случае необходимо определить сторону работодателя, формат заключения коллективного договора. Известно, что сегодня самим агрегаторам невыгодно приобретать статус работодателя, чтобы не иметь лишних финансовых затрат, в виде отчисления налогов.

Профсоюзы осуществляют поиск возможных способов включения новых механизмов регулирования подобных отношений в трудовое законодательство.