Институт экономики и права
(филиал) ОУП ВО “Академия труда и социальных отношений” в г. Севастополе
Приёмная комиссия: + 7 978 812 39 28

Сергей ШЕСТОВ: «Сегодня высокий спрос на наших выпускников»

Институт экономики и права (филиал) ОУП ВО "Академия труда и социальных отношений" в г. Севастополе традиционно тесно взаимодействует со СМИ и освещает свою деятельность, научные и общественные инициативы на страницах периодических изданий, на телеканалах и в сети Интернет. Развитием этой доброй традиции стало развернутое интервью директора вуза Сергея Шестова крымскому изданию «Консультант таврический».

«Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонуще го». Поспорить со столь очевидной истиной нельзя, однако это не повод принять такое положение вещей как единственно возможное, а стимул пройти путь от знаний к навыкам до конца.

О важности единства теории и практики в высшей школе мы поговорили с Сергеем Николаевичем Шестовым, директором Института экономики и права - филиала Академии труда и социальных отношений в г. Севастополе.

- Здравствуйте, Сергей Николаевич. Девиз института, который Вы возглавляете, – «Институт практических дел». Почему?

- Здравствуйте. С теоретической под готовкой в высшей школе в течение последних десяти лет были серьёзные проблемы. Зачастую проводилась лишь формальная подготовка выпускников, и рынок труда столкнулся с тем, что эти выпускники не могли в полной мере выполнять свои функциональные обязанности. Многие учились, лишь бы было высшее образование. Поэтому одно из основных направлений работы нашего учебного заведения – привлечение как можно большего количества практиков для проведения занятий. Есть определённые проценты необходимого участия в учебном процессе практических работников – тех, кто, скажем так, пришёл с производства. Мы эти проценты выполняем и даже перевыполняем. Это первый аспект.

Второе. С внедрением новых образовательных стандартов значительно увеличилась доля практики в учебном процессе. К примеру, наши менеджеры уже на первом курсе в течение учебного года дважды побывали на практике и снова уходят на неё летом.

Третий аспект – наше сотрудничество с различными организациями по профилю подготовки наших студентов. За три последних года нами был заключён ряд договоров: с Севастопольской городской избирательной комиссией, различными департаментами Правительства, правоохранительными органами, профильными предприятиями, организациями и учреждениями. У нас подписаны договоры о сотрудничестве и прохождении студентами практик и стажировок. Также в рамках учебного процесса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «юриспруденция», привлекаются к участию в различных следственных мероприятиях, работают с документами на бумажных и электронных носителях. К примеру, зимой мы задействовали около ста студентов, которые выполняли практические обязанности в соответствующих структурах.

Сегодня высокий спрос на выпускников. К нам обращаются различные организации и ведомства, и пока, к сожалению, мы не можем удовлетворить этот запрос на сто процентов. Кадровый голод наблюдается и в городе Севастополе, и в Республике Крым.

- Вы помогаете Вашим выпускникам в поисках работы?

- Конечно. Мы регулярно организуем мероприятия с нашими контактными группами. На одном из последних выступило руководство Следственного управления следственного комитета по г. Севастополю и передало нашей библиотеке профессиональную литературу. Это библиотека специального пользования – в других книгохранилищах Севастополя такой литературы сегодня нет. В рамках мероприятия также прошла встреча с начальником отдела кадров, которая рассказала о процедуре попадания в Следственный комитет.

Стоит отметить, что Следственный комитет РФ по г. Севастополю именно наше учебное заведение определил как базовый вуз для подготовки кадров в регионе. Наш профессор, доктор политических наук Григорий Григорьевич Лоза возглавляет Общественный совет Следственного управления Следственного комитета по г. Севастополю. Наши студенты входят в молодёжное подразделение этого совета, да и секретарь Совета – тоже наша студентка. Некоторые наши студенты трудоустраиваются в Комитете от нашего института через должность общественных помощников следователя. После спецпроверки действующий студент работает в ведомстве в течение двух лет и, если справляется с поставленными задачами, остаётся в нём на службе.

Мы недавно провели небольшое исследование и выяснили, что более 60 процентов практикующих юристов в Севастополе – это наши выпускники. Мы готовим хороших специалистов, которые везде могут найти работу – в органах власти, правоохранительных органах, судебной системе, адвокатуре и нотариате. Многие выпускники Академии занимают высокие должности, в том числе за рубежом.

- Вы стали директором Института экономики и права в декабре 2014 года. Что происходило и что менялось в научной и образовательной системе Севастополя в течение этого времени?

- Нужно понимать, что последние три года – это переходный период. Сегодня и Крым, и Севастополь продолжают работать в рамках Программы социально- экономического развития двух этих регионов до 2020 года. В ней прописаны два этапа. Первый этап как раз переходный – он продлится до конца текущего года, этап же непосредственного развития – это последующие три года. В этой программе для каждого из этапов прописано по два сценария – оптимистический и пессимистический. Таким образом, подразумевается, что влияние тех или иных факторов внешней среды может корректировать наши цели и задачи.

Для нас переходный период – это, прежде всего, становление и развитие высшего образования на законодательной базе Российской Федерации. Мы вписались в эту среду более органично, поскольку являемся структурным подразделением Академии труда и социальных отношений, и наш институт был создан здесь как филиал 23 года назад. Примечательно, что мы стали первым учебным заведением Российской Федерации, открытым на сопредельной территории. Все эти годы образовательный процесс проходил по российским стандартам. Это, правда, обусловливало и дополнительные сложности: ранее Институт имел две лицензии – укра инскую и российскую – и, соответственно, проходил две аккредитации.

Сегодня в Севастополе продолжается процесс получения лицензий и прохождения аккредитаций и работает ряд учебных заведений, часть которых уже влилась в новую структуру: Севастопольский государственный университет, филиал Московского государственного университета, филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и филиал Крымского федерального университета. Все эти вузы сейчас динамично развиваются.

Мы регулярно анализируем мониторинговые показатели – и свои, и наших коллег. Это позволяет понимать нашу конкурентоспособность. Мы сейчас отстаём, например, по среднеотраслевой заработной плате, недостаточно зарабатываем ещё и на науке, а все остальные показатели по нашему вузу соответствуют нормативам, иногда даже превышая их. Очень важно понимать свои сильные и слабые стороны, с учётом возможностей и угроз внешней среды ставить реальные цели и работать над их воплощением в жизнь.

- Ваш институт является филиалом Академии труда и социальных отношений, которая создавалась в 1919 году как Высшая школа профсоюзного движения, готовившая профсоюзных работников. Каковы функции профсоюзов в наши дни?

- Нас можно назвать ведомственным учебным заведением. Сегодня нашим учредителем и собственником является Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР), которой в прошлом году исполнилось 25 лет, а самим профсоюзам уже более 100 лет. Основной упор мы делаем на защиту трудовых коллективов и защиту человека труда. У истоков создания и исследования основ социального государства стояли учёные именно нашего учебного заведения. Позже эти положения легли в основу седьмой статьи Конституции, говорящей, что Российская Федерация является социальным государством. Также Федерация профсоюзов сотрудничает с Международной организацией труда и является инициатором принятия ряда законов международного уровня.

Примечательно то, что ФНПР – единственная во всём мире профсоюзная организа ция, имеющая собственные учебные заведения – Академию труда и социальных отношений в Москве и Гуманитарный университет профсоюзов в Санкт-Петербурге, поэтому мы можем на научном уровне анализировать различные показатели, оценивать тенденции развития и предлагать инструменты решения. К примеру, увеличение МРОТ с  7 500 рублей до 7 800, проведённое первого июля, это, прежде всего, инициатива профсоюзов.

Профсоюзы – это не только защита человека труда. Это также организация лечения и оздоровления. В Севастополе с этим были определённые проблемы, однако Севастопольскому объединению организаций профсоюзов удалось отстоять интересы работников, и уже на следующий год в севастопольском бюджете заложены средства на эти нужды.

Есть также молодёжное крыло профсоюзного движения – Студенческий профсоюзный комитет. Мы надеемся, что с 1 сентября 2017 года в это объединение войдут все наши студенты.

Таким образом, профсоюзы в наше время остаются важными и нужными организациями.

 - Сегодня подготовка профсоюзных кадров в Академии сведена к минимуму. Насколько профсоюзные работники востребованы на современном рынке труда? Куда может пойти работать студент, защитивший дипломную работу по узкой профсоюзной специализации?

- Куда угодно. За последние два года мы выпустили много профсоюзных практиков. В рамках трудового права это очень хорошая специализация. Профсоюзных специальностей в чистом виде у нас в перечне направлений подготовки нет, однако в нашем институте работает Кафедра трудового права, права социального обеспечения и профсоюзных дисциплин. Это выпускающая кафедра. Тематика выпускных квалификационных работ каждый год модернизируется, но около 10 процентов ежегодно – это как раз дипломы по сугубо профсоюзной проблематике.

- Вы работаете преподавателем с 1994 года. Как изменилось студенчество за два этих десятилетия?

 - Если говорить об этом в контексте извечной проблемы отцов и детей, то отцам, конечно же, хочется, чтобы дети в чём-то им подражали и становились лучше, чем они сами.

«Ученик должен превзойти своего учителя!» – сказал один из мудрецов. Вызовы времени, однако, сегодня совершенно иные, и мы должны вооружать молодёжь принципиально другими, новыми компетенциями. Да и сами студенты очень поменялись. Когда я сам был студентом, нас, прежде всего, учили работать в библиотеке, а сегодня книги подменил интернет. Мы не можем сегодня требовать от молодёжи чтения бумажных книг, но что такое любые гаджеты в сравнении с книгой? Интернет даёт нам возможность моментального поиска любой информации, однако только книга развивает образное мышление.

Из конкретных минусов – общее снижение уровня образованности молодёжи, но это, я считаю, общемировая проблема. Разумеется, в чём-то представители молодого поколения профессионалы, но очень многих обыденных вещей они просто не знают. Вот почему огромное значение имеет и патриотическое воспитание молодёжи.

Я ни в коем случае не призываю полностью вернуться к советскому формату образования – сегодня это попросту невозможно, однако и в современной модели хватает недостатков. Иногда создаётся впечатление, что учиться в вузе не нужно – нужно просто выстроиться в очередь за дипломом и ждать, когда тебе его дадут. Подобное отношение нужно менять и без колебаний прощаться со студентами, которые не хотят учиться. Например, у нас сейчас проходит защита дипломов, так вот в этом году мы не допустили к ней 11 студентов из-за невыполнения учебного плана, попросту говоря – задолженности. Это строго, но неизбежно – задачи перед нами стоят серьёзные, и их надо выполнять.

Теперь о положительных моментах. Современная молодёжь умеет быстро адаптироваться к внешним изменениям и быстро обучаться. Ребята более коммуникабельны. Мне кажется, наше поколение владело этими качествами в меньшей степени.

- Что современные студенты думают о науке? Часто ли они остаются в ней после окончания института?

- Не могу сказать, что остаются массово, но за последние два года количество таких ребят значительно выросло. Это проявляется, прежде всего, в желании продолжить обучение в магистратуре после бакалавриата. Растёт и количество научных публикаций наших студентов, что также свидетельствует об их желании заниматься научной деятельностью.

Около месяца назад нас посетил начальник отдела аспирантуры из Москвы и провёл встречу с трудовым коллективом и студентами. Часть наших студентов выпускных курсов и отличники прошлых лет изъявили желание продолжить обучение в аспирантуре, писать кандидатские диссертации, так что спрос на науку, конечно, есть.

- Ваша диссертация посвящена управлению рекламной деятельностью предприятия на основе маркетинга. Нужно ли рекламировать себя научным и учебным заведениям?

 - Однозначно нужно. Вы упомянули моё диссертационное исследование. В 1998 году, когда я его защищал, это была одна из первых научных работ, где рассматривалась рекламная деятельность с применением всего комплекса маркетинговых коммуникаций. В этом направлении я продолжаю работать и сейчас, окончив докторантуру.

Анализируют эти проблемы и студенты. Я являюсь руководителем выпускной квалификационной работы, в которой наш институт сравнивается в вопросах продвижения и рекламы с другими вузами региона. Есть и другая работа, в которой исследуется конкурентоспособность института.

Когда мы проводим дни открытых дверей, мы предлагаем абитуриентам ответить на вопрос, откуда они узнали о нашем вузе, и более 50 процентов опрошенных отвечают, что через интернет. Если ещё десять-пятнадцать лет назад все ориентировались на единый справочник «Куда пойти учиться?», то сегодня он уже практически никому не нужен, хотя его, кстати, до сих пор пытаются выпускать в бумажном виде. Сегодня абитуриент всё, что ему нужно, находит в интернете. Следовательно, заботиться о продвижении необходимо именно там. Мы ведём страницы в социальных сетях, где информируем подписчиков о проводимых в Институте мероприятиях и публикуем наши новости. Я считаю, если ты не прорекламировал мероприятие, считай, что ты его не провёл вовсе.

Стоит помнить и про имиджевую составляющую. Высокий уровень подготовки выпускников и профессионализм преподавателей – лучшая реклама вуза.

- И последний вопрос. Через два года Академии труда исполняется 100 лет. С какими надеждами и планами Институт экономики и права готовится отметить эту дату?

- Любой юбилей – это достижение. Уже готов план мероприятий, посвящённых столетию Академии. Первые мероприятия пройдут уже осенью этого года – это различные конференции. На 2018 год запланирован международный форум. Кстати, круглую дату отметит и наш Институт – ему исполнится 25 лет, а сейчас мы согласовываем проект плана мероприятий. Уверен – будет чем отчитаться!

Богдан Аулин

Электронная версия газеты "Консультант Таврический" №13(71) июль 2017