
3 - 5 апреля в Москве прошел XII съезд Федерации независимых профсоюзов России. В нем приняли участие порядка 600 делегатов - профлидеров со всей страны, включая новые территории. Среди гостей съезда - делегации национальных профцентров из 10 стран, представители администрации президента, члены правительства, депутаты Государственной думы, социальные партнеры ФНПР. Одних только журналистов - свыше ста человек. За три дня работы съезда с его трибуны выступили больше 50 ораторов, включая двух министров и двух президентов; было принято 15 резолюций и одна (но важная) программа; избраны председатель и Генеральный совет, состоящий из 181 профсоюзного лидера.
Напомним, что X съезд (наша “точка отчета”, поскольку XI съезд был внеочередным и промежуточным) прошел в 2019 году. А это значит, что все, кроме совсем уж маленьких детей, застали непростые события. Страна перенесла за это время ковидную пандемию, а с февраля 2022 года проводит специальную военную операцию на Украине и противостоит беспрецедентному в мировой практике экономическому давлению со стороны десятков стран, еще вчерашних партнеров. Российские профлидеры часто говорят: профсоюзы - организации не политические, а экономические (что, конечно, не отменяет патриотизма), и потому особенно интересно, как текущая ситуация сказалась на трудящихся страны.
- Предлагаемые нами меры [по стабилизации экономики] нашли свое отражение в двух важнейших антикризисных планах правительства - в связи с коронавирусом и санкциями. ФНПР выступала за комплексное государственное планирование путем разработки взаимоувязанных программ развития с системой профессионального образования и обучения, обеспеченных финансированием в достаточном объеме и эффективным государственным управлением и контролем. В том числе благодаря нашей настойчивости в России был внедрен проектный подход к формированию документов стратегического развития, - говорилось в докладе.
ФНПР предлагала национализацию стратегически важных предприятий и организаций, находящихся в состоянии банкротства, а также основного капитала организаций, заявивших об уходе из России. И те, кто следит за новостями, не могут игнорировать факт: усилиями правительства дело не просто сдвинулось с мертвой точки, но набирает обороты. Как говорится, кто не успел, тех об забор. (На самом деле нигде так не говорится, но в текущих условиях выбор у правительства не так уж широк: уход иностранных предприятий с российского рынка означает рост безработицы, а национализация этому, по идее, воспрепятствует.)
- Сегодня мы обсуждаем не массовую безработицу или радикальное снижение доходов работников - мы говорим об экономическом росте, продолжающемся росте доходов большой части работников. Мы говорим о рекордном снижении безработицы за всю постсоветскую историю России. В том, что это странное дело состоялось, есть и наша заслуга, - констатировал с присущим ему юмором Евгений Макаров.
А если без шуток - то, например, по предложению профсоюзов норма об установлении МРОТ не ниже прожиточного минимума была зафиксирована в статье 75 Конституции России. Забегая вперед (на полтора месяца назад), президент в очередном послании Федеральному собранию анонсировал увеличение минимального размера оплаты труда почти в два раза, до 35 тысяч рублей в месяц, к 2030 году, и этот тезис повторил на съезде ФНПР.
- В сентябре 2023 года состоялось заседание президиума Госсовета ФНПР, на котором обсуждались проблемы рынка труда и занятости. Многие идеи профсоюзов нашли отражение в перечне поручений президента. Например, ФНПР неоднократно настаивала на необходимости учета при разработке отраслевых стратегий и региональных программ вопросов кадровой обеспеченности. Мы предлагали разрабатывать прогноз кадровой потребности в разрезе отраслей, регионов и отдельных профессий. Мы говорили о необходимости расширения программ “обучения взрослых” и содействия переезду для трудоустройства по востребованным профессиям. Все эти инициативы услышаны, но, к сожалению, с большим опозданием, - Евгений Макаров от имени профсоюзов не давал расслабиться ни зрителям из правительства, ни слушателям оттуда же.
Ну а как вы думаете, откуда взялся новый нацпроект “Кадры” в послании президента ФС в конце февраля - от Минфина, что ли?..
Своими впечатлениями и выводами поделился делегат съезда, зампред ФНПР Александр Шершуков:
Много интересных и содержательных вещей произошло на недавнем XII съезде ФНПР. Первая линия - это “дополненная реальность” взаимоотношений с властью. Получилось следующим образом. Сначала президент Путин в Послании Федеральному собранию формулирует свою программу действий до 2030 года, которая, по сути, представляет и Социальную программу. А через недолгое время - приходит на съезд профсоюзов и фактически снова представляет эту Социальную программу перед той аудиторией, которая в ней максимально заинтересована и которой он определяет форматы возможного участия в реализации этой программы.
По вопросам повышения отдельным категориям оплаты труда так и сказано: “Прошу обеспечить здесь общественный и прежде всего профсоюзный контроль”. То же самое относится и к изменениям в экономике: “Важнейшая задача профсоюзов - быть, что называется, первыми сторонниками интенсивного, качественного обновления экономики и социальной сферы. Если позволите, вы должны подталкивать руководство предприятий, собственников предприятий, руководство учреждений, органов власти к модернизации, к внедрению лучших технологий…” По новым моделям оплаты труда бюджетникам президент также сказал: “В таком позитивном, зрелом диалоге с профсоюзами мы найдем решение”. Соответственно - профсоюзный контроль за полнотой и своевременностью выплаты зарплаты. Задача - в привлечении внимания к трудовым династиям: “…прошу профсоюзы активно включиться в наш новый национальный проект “Молодежь и дети”, плодотворно сотрудничать с “Движением первых”, Росмолодежью, обществом “Знание”.
Короче говоря, в ходе выступления президента сложилось впечатление, что он читал наши материалы к предстоящему Первомаю и многое воспринял (с поправкой, конечно, на бизнес и его интересы). Это меняет позиционирование профсоюзов в сегодняшнем государстве. Речь, конечно, не об огосударствлении, а скорее о публичной легитимизации возможности профсоюзов участвовать в формате обсуждения и социального контроля в новых проектах и модернизации сегодняшних трудовых отношений (оплата труда, занятость, молодежь, династии и т.д.). Это важно потому, что, к сожалению, многие профсоюзные инициативы чиновники не берут в дело из-за отсутствия “верховного мандата”. А тут - после съезда - и мандат появился.
Вторая интересная линия - это комплекс новых и непривычных для укоренившихся стандартов задач, которые съезд сформулировал и в виде поправок к программе ФНПР, и в форме 15 резолюций. Несмотря на то, что в первый день съезда, к концу рабочего дня, делегаты явно устали, они, тем не менее, обсудили всё.
Буду субъективен, но для меня наиболее существенными были две: финансовая и про новые технологии в профсоюзной работе. Они же - наиболее сложные для реализации, но и сулящие наибольшие выгоды для всей профсоюзной системы при внедрении. Интересно, что и в случае перехода на одноканальное финансирование, и в теме внедрения “цифровых инструментов” главным противником выступают либо незнание, либо предубеждение, либо личный, а не общепрофсоюзный интерес. “Не хочу учиться”, “не верю, что это получится”, “придержу деньги в своем кармане, а не отраслевого профсоюза” - это соперники похлеще, чем какой-нибудь антипрофсоюзный бизнесмен. Потому что они внутри нас. Но они преодолимы. Через обучение, через объяснение, пошагово, а не за раз. И самое главное: если мы сможем (а мы сможем) их преодолеть - это не просто нас продвинет по важнейшим направлениям. Мы таким образом медленно переделаем схему внедрения инноваций внутри наших организаций. Чтобы, когда появляется нечто новое (сейчас “цифра” - а что будет через пять лет?), оно безболезненно включалось в работу. Саморазвивающаяся организация - вот куда мы должны идти. Ну, в принципе, и идем.
Я профсоюзные съезды наблюдаю и участвую в них с начала 1990-х годов. Мы проходили митинговые этапы, а сейчас получился нормальный, спокойный (но не бесстрастный), рабочий съезд. Наверное, за счет многократного предварительного обсуждения принятые решения не выхолощены, а имели формат консенсуса. (Учитывая, конечно, что всегда недовольные будут.) Теперь дело не за малым, а за самым большим. За практической работой. И дел здесь очень много.
Встреча делегатов съезда с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была анонсирована. Участники мероприятия ее откровенно ждали. И опасались. Опасались, что что-нибудь пойдет не так, сорвется - и встреча с главой государства не состоится. Опасались, конечно, зря. Президент не только прибыл на съезд, но и выступил с основательной речью, в которой можно было услышать три главные темы: отношение Путина к профсоюзам, задачи развития страны, которые президент связывает с профдвижением, и, конечно, тема безопасности, актуальная сейчас для всего государства.
По мнению главы государства, ФНПР входит в число ведущих институтов гражданского общества, выполняет ответственную миссию, защищая трудовые права сотрудников компаний, предприятий, трудовых коллективов целых отраслей производства, тех, кто работает в сфере образования, науки, культуры. А также многое делает для совершенствования законодательства, гармонизации отношений в сфере занятости. Как полагает президент, на сегодня принципы социального партнерства стали прочной основой взаимодействия государства, бизнеса и профсоюзов. И именно благодаря профсоюзам соответствующие принципы стали частью российской Конституции. -
Практическое взаимодействие налажено в рамках Российской трехсторонней комиссии. Только за прошлый год она рассмотрела более ста проектов федеральных законов и постановлений правительства, включая проект федерального бюджета, бюджеты Фонда обязательного медицинского страхования и Социального фонда. Я знаю, в том числе и по своему собственному опыту работы в правительстве, что в комиссии порой проходят весьма напряженные споры и острые дискуссии. Должен сказать, что всегда так было. И сейчас то же самое происходит, когда присутствую на каких-то совместных с правительством совещаниях. Некоторые вопросы обсуждаются: одни коллеги говорят о целесообразности принятия тех или иных решений, но некоторые представители правительства прямо говорят: нет, это не пройдет, профсоюзы не пропустят, - сказал
Владимир Путин. Путин выразил уверенность, что профсоюзы будут активно и заинтересованно участвовать в реализации нацпроекта “Кадры”, стартующего в 2025 году. В рамках проекта планируется дополнительно укрепить связку уровней образования, наладить их тесное партнерство с работодателями. При этом, по мнению президента, “только там, где труд достойно оплачивается, где заботятся о людях, об условиях их труда, будут работать профессиональные, квалифицированные кадры”. А кроме того, должны развиваться и передовые технологии. Именно профсоюзы должны быть на острие такого прогресса.
- Важнейшая задача профсоюзов - быть, что называется, первыми сторонниками интенсивного, качественного обновления экономики и социальной сферы. Если позволите, вы должны подталкивать руководство предприятий, собственников предприятий, руководство учреждений, органов власти к модернизации, к внедрению лучших технологий. Здесь не нужно бояться излишнего высвобождения рабочих рук, у нас безработицы нет фактически, такое в ближайшие годы нам не грозит, потому что именно такая работа и такие изменения в целом, безусловно, отвечают интересам граждан России, - считает Владимир Путин.
Как подчеркнул президент, профсоюзное движение всегда строилось не только вокруг главной идеи - защиты трудовых и социальных прав граждан, но и на основе таких ценностей, как взаимная поддержка, правда и справедливость, служение своему народу и стране в целом. По его словам, общая задача общества заключается в том, чтобы эти ценности в полной мере разделяли будущие поколения России. “Чтобы у сегодняшних школьников, студентов, молодых ребят - что называется, с учебной скамьи - формировалось уважение к честному, ответственному труду. Чтобы они росли на примерах наших выдающихся соотечественников, представителей трудовых династий”.
- Таких людей - настоящих героев - и в нашей истории, и сегодня очень, очень много. Про их жизнь, ратные подвиги и трудовые достижения, безусловно, надо снимать фильмы, писать книги и так далее. И, конечно, о них нужно больше рассказывать молодым людям. В этой связи прошу профсоюзы активно включиться в наш новый национальный проект “Молодежь и дети”, плодотворно сотрудничать с “Движением первых”, Росмолодежью, обществом “Знание”. В том числе в качестве наставников - у вас очень много таких людей, которые, конечно, выполняют уже и могут включиться в эту работу - делиться с будущими специалистами своим опытом и, конечно, самим учиться у молодежи, - уверен Владимир Путин.
Не мог глава государства не сказать и об актуальных проблемах, с которыми столкнулась Россия: “Страна вынуждена защищать свои интересы вооруженным путем, своих людей, свое будущее, свой суверенитет. Здесь нет ни одного лишнего слова. И важнейшим условием нашего общего успеха - сейчас только руководитель профсоюзов об этом сказал достаточно ярко и эмоционально - является единство российского многонационального общества”.
- Обращаю ваше внимание, что, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, мы не переводим экономику страны в режим военного времени. Да, мы концентрируем административные и финансовые ресурсы на развитие оборонной промышленности. Тем не менее мы не переводим экономику на военные рельсы. Все у нас, на данный момент, достаточно сбалансировано. Мы не отменяем никаких социальных гарантий работников; мы их не только полностью соблюдаем, но даже усиливаем ответственность органов власти за их соблюдение! Очень рассчитываем на совместную, консолидированную работу для достижения общенациональных целей, - сказал президент.
В своей ответной речи Михаил Шмаков вернул президенту комплименты. И за сохранение экономической и социальной стабильности, и за поддержку принципов социального партнерства.
- Социальное партнерство официально возведено в ранг государственного института и конституционной гарантии, и, что важно, оно работает не на словах, а на деле, - сказал Шмаков, говоря о профсоюзных поправках к Конституции, принятых в 2020 году.
Однако не умолчал профсоюзный лидер и о проблемах: “Хотя социальное партнерство является конституционной гарантией, его принципы нередко игнорируются как работодателями, так и органами государственной власти. Некоторые полпреды в округах, федеральные министерства и самостийные работодатели открещиваются от социального партнерства, закрепленного на бумаге в виде соглашения, это якобы не входит в их зону ответственности”.
Зафиксировав задачу, Шмаков тут же и решение предложил: “Во-первых, положения о министерствах должны быть дополнены поручениями о развитии социального партнерства в отрасли. Мы надеемся, что новое правительство сделает это. Во-вторых, все работодатели должны участвовать в социальном партнерстве, то есть быть членами отраслевых и региональных соглашений, заключать коллективный договор, состоять в объединении работодателей. В России сегодня среди предпринимательских объединений только одно объединение работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей. Поэтому все работодатели, по нашему мнению, должны состоять в РСПП или его региональных отделениях, иначе они не могут быть сертифицированы как работодатели со всеми вытекающими последствиями”.
- Видимо, пришла пора убрать из законодательства понятие “иные представительные органы работников”, которое применяется в статьях о коллективных договорах. Все делают профсоюзы, а никаких иных представительных органов работников на практике не существует, - сказал, наконец, председатель ФНПР, и после этих слов аплодисменты своей длительностью и громкостью достигли апогея.
Отдав должное позиции президента относительно роста МРОТ к 2030 году до 35 тысяч рублей, Шмаков потребовал большего: “Мы считаем вообще-то, что в перспективе необходимо двигаться к ориентиру минимального потребительского бюджета, для того чтобы на его основе рассчитывать МРОТ. Но это, конечно, более высокая цифра. По нашим расчетам, минимальный потребительский бюджет без учета семейной нагрузки составил в четвертом квартале 2023 года 49 951 рубль”.
Лидер ФНПР обрисовал цель, которая, должно быть, и для профсоюзов, и для государственной политики общая, - “построение общества, где все граждане сотрудничают для достижения общих результатов и благ, где каждый имеет возможность работать и развиваться как личность, пользоваться экономической свободой и получать защиту от бедности и безработицы”.
- Мы видим Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, - говорил Шмаков и заверял: - Для успеха у нас есть все. Инструмент - система социального партнерства, без преувеличения - самая развитая и эффективная в мире. Есть организованные в профсоюзы трудящиеся, есть ответственные работодатели и активное, особенно, мы так надеемся, после переназначения, правительство. Все должно получиться.
По материалам газеты "Солидарность"